Информатизация процесса обучения как составляющая достижения нового качества школьного образования.
XXI век – век высоких
компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того,
чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях
жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить
человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который
будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе,
должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Совершенно
очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту
проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия,
способные обеспечить следующие возможности:
вовлечение каждого учащегося в
активный познавательный процесс;
совместной работы в сотрудничестве для
решения разнообразных проблем;
широкого общения со сверстниками из
других школ, регионов, стран;
свободного доступа к необходимой
информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего
собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
И это задача не только и даже не столько содержания
образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее
время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных
информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации
всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные
телекоммуникационные сети Интернет. Быстрое
развитие ИКТ и возрастание их роли в учебном процессе школы требует пересмотра подхода
к обучению в целом. Очевидно, что эффективность процесса обучения в настоящее
время зависит от того, насколько глубоко интегрируются новые технологии
обучения в уже привычные, традиционные технологии.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет сочетать
организацию самостоятельных работ, подбор и решение учебных задач, формирующих
самостоятельность познавательной деятельности,
с введением в начале обучения обобщенных знаний по изучаемому материалу, представляющих
ориентировочную основу деятельности.
Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только
дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению,
тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться». В современной педагогике
все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих
процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие
личности ребенка. Ученик должен не только и не столько обладать суммой
знаний и умений, сколько овладеть набором способов деятельности, т.е.
компетентностями.
Учитель постепенно
перестает быть основным источником информации об окружающем мире. Акцент должен
делаться на освоение способов деятельности. Учитывая это, приходится признать,
что многие существующие учебные программы неполны, а рекомендуемые ими методы
учебной работы требуют существенного пересмотра. Необходимо изменить
традиционные представления об основных функциях школьного учебника: современное
учебное издание должно помимо текста включать в себя ссылки на
web–источники, мультимедийные приложения и специализированные инструменты
учебной работы (компьютерные среды, виртуальные лаборатории, интерактивные
учебные материалы, тренажеры и т. п.).
Умение находить и
собирать информацию, проверять ее достоверность – первый шаг на пути к
самостоятельному продуцированию личностно значимой информации. Важно, чтобы в
учебном курсе присутствовали необходимые элементы содержания (когда учащиеся
обрабатывают и оформляют результаты своих наблюдений, разрабатывают таблицы,
строят графики и диаграммы, готовят фото и видео презентации и т. п.).
Чтобы лучше усвоить школьные программы по всем
предметам, учащиеся должны уметь самостоятельно ориентироваться в большом
потоке информации, уметь накапливать её, критически оценивать, сортировать и применять
в жизни. Поэтому уроки информатики в большей степени должны способствовать
формированию у учащихся информационной компетентности и навыков самостоятельной
работы.
Новые
педагогические технологии немыслимы без широкого применения ИКТ
(информационно-коммуникационных технологий), именно они позволят в полной мере
раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать
заложенные в них потенциальные возможности.
Виды
ИКТ (Информационно-коммуникационных технологий), используемые в учебном
процессе.
В настоящее
время под информационно-коммуникационной технологией мы понимаем совокупность методов, алгоритмов и средств
обработки и передачи документированной информации, включая прикладные
программные средства, и регламентированного порядка их применения.
С этой точки
зрения, к основным информационно-коммуникационным технологиям, используемым в
учебном процессе, относятся:
Офисные технологии,
позволяющие подготовить большинство учебных материалов в Word, Excel, PowerPoint, Access;Сетевые технологии, осуществляющие доставку учебных
материалов в рамках локальной школьной
и глобальной Интернет сети и регламентирующих доступ к ним;Телекоммуникационные технологии, организующие
взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты,
телеконференций, досок BBS, форумов
и чатов;Широкий спектр специализированных прикладных
программных средств, обеспечивающих школьный документооборот, различные
контролирующие мероприятия, управление учебным заведением;Средства разработки программных комплексов учебного
назначения (от HTML документов до виртуальных миров и виртуальных лабораторий).
Компьютерная грамотность учителя
Информатизация обучения требует от каждого учителя компьютерной
грамотности, которая рассматривается как особая часть содержания компьютерной
технологии.
Три подхода к применению компьютера в обучении:
v компьютер как источник информации;
v компьютер как развивающая среда;
v компьютер как обучающее устройство.
Компьютер как источник
информации
«Компьютер содержит (или может содержать) весь мыслимый материал для
обучения».
Сегодня в электронных
библиотеках собраны классические издания и книжные новинки. Все учебные
материалы готовятся на машинных носителях информации и доступны через Интернет.
В будущем традиционный учебник будет вытеснен электронными текстами. Метафора
компьютера:
·
это
книга с картинками;
·
это
всемирная энциклопедия, в которой содержится вся информация, накопленная
человечеством; ·
это
исчерпывающийся сборник всех значимых для человека текстов.
Компьютер как развивающая среда
В основе этого подхода лежит желание видеть в компьютере игровую среду,
поддерживающую структуру, куда обучающиеся приходят со своими задачами, где они
могут пробовать и ошибаться, приобретая личный опыт работы с предметом.
Популярным примером реализации этого подхода служат среда программы «Живая
физика», «Живая геометрия», «Логомиры», «Роботландия». Метафора компьютера:
как игра;как игровое
поле;как среда
для свободного экспериментирования;как игровое
пространство
Компьютер как обучающее
устройство
Позиция этого подхода такова: «Можно создать компьютерную программу,
которая будет эффективно вести ученика по учебному материалу, учитывая его
индивидуальные особенности». Метафора компьютера:
как
контролера;как
регулировщика движения по учебному материалу.
Этот подход дает
возможность разбить учебный материал на порции (демонстрации, иллюстрации,
вопросы и задания, указания об успехах и ошибках), которые можно выдавать в
различной последовательности с инструкциями для обучаемого.
Или же создавать тесты для
контроля знаний учащихся. Процесс
информатизации школьного образования можно разбить на четыре этапа:
1 этап. Организация
изучения информатики в школе. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная
грамотность!». Задачи, решаемые на этом этапе – это традиционные задачи
всеобуча.
2 этап: «Применение
ИКТ при изучении различных дисциплин». На этом этапе происходит кооперация
учителя информатики и учителей предметников. Важной составляющей является
накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. 3 этап. «Интегрируем ИКТ в
учебный процесс». Главной задачей на этом этапе становится широкая
межпредметная интеграция и индивидуализация обучения.
4 этап. Этот этап за рубежом
чаще всего называют этапом трансформации школы. Его главная задача- введение в
практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения
всего комплекса задач обучения и воспитания в школе.
I и II этап
информатизации образования в нашей школе освоен. Одной из самых важных задач,
которая была решена на I
этапе – это организация преподавания непрерывного курса
информатики во 2-11 классах. Учителя информатики изучили различные
варианты программ и, опираясь на этот опыт и конкретные возможности
школы, выстроили свою программу преподавания курса информатики. Информатика –
это наука, которая развивается быстро и неудержимо и, конечно же, школьная
информатика также не стоит на месте. Практически содержание курса информатики
меняется каждый год на 15-20%. Поэтому программа курса информатики
постоянно дорабатывается, корректируется, особенно в части информационных
технологий, сохраняя при этом обязательный минимум содержания образования.
Информатика и ИКТ– это области знаний, которые идут вперед стремительными
шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться.
В процессе нашей
работы был создан банк творческих работ
учащихся. Среди них работы, которые можно использовать на уроках географии,
физики, химии, математики. Это различные сайт-проекты, множество мультимедийных
презентаций, графика, тестированные задания.
Результатом
моей работы является то, что с каждым годом повышается успеваемость учащихся,
возрастает качество обученности учащихся. Мои ученики стараются активно
участвовать в различных городских и областных, всероссийских конкурсах,
олимпиадах, конференциях и занимают призовые места.
В
концепции модернизации российского образования сказано, что главная задача
российской образовательной политики – обеспечение современного качества
образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия
актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При
этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного
качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной,
информатизация образования должна помогать решению двух основных задач
школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому.
Обе эти задачи достаточно сложны. Может ли информатизация школы помочь решить
их одновременно? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, что
представляет собою процесс информатизации школы, из каких этапов он
состоит, определим место нашего лицея в этой схеме. Каждый этап
информатизации школы – это изменение учебной среды, способа жизни участников
образовательного процесса. И это не только компьютеры в кабинете информатики,
сканеры в учительской или Интернет. Главное изменение происходит в
представлениях участников учебного процесса: учащихся, учителей, школьных
администраторов, родителей.
Подводя
итоги, хочется отметить, что педагогами школы по всем
направлениям была проделана большая поисковая и исследовательская работа. И к
ее позитивным результатам можно отнести:
создание непрерывного курса
преподавания информатики в школе 2-11 классы; обучение педагогического коллектива
школы основам работы на компьютерной технике (68%); накопление и изучение банка готовых
программных продуктов (CD
= дисков);
приобретение большого опыта учителями-предметниками
в составлении проектов к своим урокам (создано более 150 презентаций ); приобретение определенного опыта
работы с информационными коммуникационными технологиями; в школе проводятся уроки по различным
предметам с применением ИКТ
обмен опытом с коллегами путем проведения семинаров, конференций,
мастер-классов.
Анализируя
опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование
информационно-коммуникационных технологий позволяет:
активизировать познавательную
деятельность учащихся;
обеспечить положительную мотивацию
обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста; проводить уроки на высоком
эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечить высокую степень
дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой работы на
уроке в 1,5-2 раза; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный
процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно
исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным
справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
В перспективе, хотим мы того или
нет, но нам придется обратиться и к другим формам образования. Уже сейчас со
всей актуальностью встает проблема дистанционного обучения на базе ИКТ. Если мы
хотим действительно разгрузить наших школьников, то решение этой проблемы
следует искать в использовании ИКТ и дистанционного обучения. В этой области
нам предстоит еще много работы. Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический
инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на
своих предметных уроках. Однако, как показывает опыт, использование ИКТ в
образовательном процессе школы может привести к решению острых проблем, стоящих
перед образованием, лишь в том случае, если будет осуществлена их системная
интеграция по всем направлениям функционирования образовательного учреждения:
воспитательному, образовательному, организационному, методическому и др.
Это мы остро ощутили в ходе анализа результатов ОЭР. Поэтому, дальнейшее
совершенствование информатизации педагогического процесса школы видится в
широком внедрении средств и методов ИКТ в структуру педагогической диагностики:
воспитательных возможностей классного коллектива, профессиональной
направленности личности школьника в соответствии с особенностями психического
развития, социального развития школьников, воспитательного потенциала семьи
школьника. Результатом такой работы должно стать научно-обоснованное
планирование образовательного процесса в целом. В этом направлении мы видим
продолжение своей работы по разработке и внедрению средств ИКТ в
образовательный процесс школы с целью повышения его эффективности.